Натуральные продукты – натуральное фарисейство

Натуральные продукты – натуральное фарисейство 09.04.2013 В последнее время тема органических или натуральных продуктов очень популярна среди моих собратьев-ритейлеров. Я считаю, что в этом вопросе у нас, как говорится, «много шума из ничего». Обсуждают, просчитывают, изучают, но вот «выхлопа» с этой категории – «шиш да маленько».
Дмитрий Потапенко, специально для Retail.ru

Я сразу вспоминаю блог ресторатора, кулинара и писателя Сталика Ханкишиева, в котором он часто критикует проект «ЛавкаЛавка», продающий только фермерские и натуральные продукты питания. Реально ведь получается следующее – сейчас большинство фермерских, натуральных или экологических продуктов в России на самом деле оказываются псевдо фермерскими или псевдо экологическими. Существование таких продуктов в России под вопросом.

 Аналогичный пример есть с водкой Кауфманн, которую позиционировали как исключительно качественную, натуральную и престижную, а оказалось, что ее производят на том же заводе «Кристалл», недалеко от скотомогильника. Точно такая же ситуация с производством органических продуктов в России. Априори не может существовать много природных зон с замкнутой экосистемой и пригодных для сельского хозяйства, у нас в России, да и в мире. Нам надо начинать с честности, «с точки ноль», надо признать, что фермерский продукт не значит – экологически чистый и что фермерский продукт может содержать ядохимикаты даже в большем количестве, чем любой промышленный продукт.

Можно, конечно, все это законодательно отрегулировать и контролировать, за что сейчас и борются несколько профильных ассоциаций. Но дело в том, что наша страна не нуждается в экологически чистых продуктах, под них нет потребителя. 

Выделываться на форумах, что «я покупаю только экологически чистое, натуральное, отечественное и т.п.», могут все, но когда эти же люди закрывают ноутбуки, то стройными рядами они идут в Ашан или Пятерочку и по-тихому экономят бюджеты. У нас вообще любят рассказать о том, какой я поклонник натурального и отечественного, а потом выйти в курилку, затянуться сигаретой и залить в себя энергетик или импортное пиво. Или поехать в магазин за экологически чистыми продуктами и при этом 20 минут кататься по парковке, чтобы найти место поближе к входу магазина. Какая это экология?

Мы экспериментировали с этой категорией, вводили полки под фермерские и натуральные продукты, но результат нас не обрадовал – да не ест их никто! Это из той же оперы, что и диабетические, диетические продукты и БАДы. Все мы когда-то вводили полки под эти категории, но вскоре поняли, что такие товары не востребованы и не окупают свое место на полке. В итоге – чистые убытки! Это нишевой продукт, никогда он не будет пользоваться массовым спросом и вообще это все банальное фарисейство. Мы живем в индустриальном обществе и никакой фермер не сможет прокормить миллиарды потребителей на планете Земля. Натуральное хозяйство может произвести еду только на шестую часть мирового населения, поэтому промышленное производство необходимо и неизбежно.

В США сегодня почти во всех крупных продуктовых магазинах есть несколько полок под экопродукцию или organic food, как это у них называется. Однако, спрос и там не велик, большинство покупателей приходит в магазин совсем не за этими товарами и предпочитают покупать аналогичные мясо, овощи и фрукты, которые на порядок дешевле, но без метки organic food. То, что ритейлеры продолжают держать такой ассортимент – дань моде и работа на имидж.

Дмитрий Валерьевич Потапенко

Управляющий партнёр ГК Management Development Group Inc.: розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ»; ресторанные сети «РесторанчикЪ. Настоящее мясо» и «РесторанчикЪ. Настоящая рыба»; архитектурное бюро «АртПрага»; строительная компания «ECOnomСтрой; информационно-аналитический портал www.WallMart.RU. Заместитель Председателя Комиссии при Правительстве Москвы по сетевым услугам и торговле. 2003-2005 гг. — генеральный директор розничной сети «Пятерочка».


Возврат к списку



Авторизация
Логин:
Пароль:
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Ваш вопрос:*